Кризисы возраста в различных периодах

возраст

название
периода

Новорожденный,
неонатальный

10 дней
– 1 год

1 – 3
года

Раннее
детство

Первое
детство

8 – 11
лет

Второе
детство

8 – 12
лет

12 – 15
лет

Подростковый
возраст

13 – 16
лет

16 – 20
лет

Юношеский
возраст

17 – 21
год

21 – 35
лет

Зрелый
возраст

(1 период)

22 – 35
лет

36 – 55
лет

Зрелый
возраст

(2 период)

36 – 60
лет

56 – 74
года

Пожилой
возраст

61 – 74
года

75 – 90
лет

Старческий

Более
90лет

Долгожители

Период
новорожденности
.
Приспособление ребенка к новым для него
условиям внешней среды. Начинают
функционировать система внешнего
дыхания, желудочно-кишечный тракт,
меняется характер кровоснабжения, со
стороны центральной нервной системы
преобладают процессы торможения.
Температура тела неустойчива в первые
дни ( /-2,5 градуса). К концу недели
катаболическая фаза сменяется
анаболической. Начинается рост тела,
улучшаются показатели ферментативных
и других систем.

Грудной возраст
.
Значительное усиление обменной активности
при выраженной незрелости систем.
Увеличение числа клеток. Размеров
органов. Формирование и специализация
органов, увеличение массы тела, изменение
состава крови: замена фетального
гемоглобина на более зрелый гемоглобин.
Органы пищеварения, дыхания имеют очень
ограниченные возможности.

Научно обоснованные данные о возрастной периодизации человека позволяют изучать развитие индивида, его индивидуальные и возрастные особенности, соответствие или расхождение в биологическом и паспортном возрасте. Развитие индивида происходит в течение всей жизни, от этапа зачатия до летального исхода.

Деление на возрастные периоды базируется на анатомических, физиологических и социальных факторах, влияющих на организм и психику. В разное время многие ученые: социологи, физиологи, анатомы, педагоги, психологи и т. д. работали над выделением различных периодов в развитии человека, основываясь на физиологических, психологических показателях зрелости, вовлеченности в воспитательный и образовательный процесс (Л. С. Выготский), порядок прорезывания и смены зубов (П. П. Блонский), развитие сексуальности (З. Фрейд) и так далее.

С 1965 года, после решения на симпозиуме Академии педагогических наук, выделяют 12 основных возрастных периодов. В целом эта система охватывает основные возрастные ступени развития человека и сочетает биологические, физиологические показатели этапов и психическое развитие субъекта в течение всей жизни.

Несмотря на давность утверждения возрастной периодизации она до сих пор является базовой для России и стран бывшего СССР. Данные периоды и их границы незначительно меняются под влиянием климатических, социально-культурных, правовых факторов, однако базовые значения в целом неизменны.

В жизни человека определяют следующие возрастные периоды:

  • период внутриутробного развития, в котором выделяются эмбриональное развитие (0-8 недель) и возраст плода (9 недель – 9 месяцев), за ним следует постнатальный период, соответствующий внеутробному развитию человека;
  • новорожденный: 0-10 дней после рождения;
  • грудной возраст детей: 10 дней – 1 год;
  • период раннего детства: 1-3 года;
  • возраст первого детства или дошкольный: 4-7 лет;
  • второе детство или младший школьный возраст ребенка: 8-11 лет для девочек, 8-12 лет для мальчиков;
  • подростковый возраст или пубертатный период развития: 12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики);
  • юношеский возраст: 16-20 лет (девушки), 17-21 год (юноши);
  • зрелый возраст человека, разделяемый на два подпериода: первый зрелый возраст: 21-35 лет (женщины), 22-35 лет (мужчины), в некоторых системах стратификации данный период носит название «молодость»; второй период зрелого возраста: 36-55 лет (женщины), 36-60 лет (мужчины);
  • пожилой возраст: 56-74 года (женщины), 61-74 года (мужчины);
  • старческий возраст: 75-90 лет для обоих полов;
  • возраст долгожителей: от 91 года.

Возрастные периоды в различных системах могут не совпадать. Так, в медицине выделяют возраст новорожденности не по стадии зрелости грудного молока, а по степени приспособляемости организма ребенка к условиям окружающей среды. Таким образом, период новорожденности согласно медицинским специалистам длится от рождения до 1 месяца.

Подростковый возраст, по медицинским факторам оценки, заканчивается в 17-18 лет, начинаясь при этом для девочек в 10 лет, для мальчиков – в 12. Это основано на оценке внутренних изменения организма, являющихся подготовительным этапом для развития вторичных половых признаков и оказывающих воздействие на физиологию детского организма.

Вне зависимости от выбранных критериев и систем периодизации показатели конкретного субъекта могут не совпадать со среднестатистическими нормативами на одном или нескольких этапах развития. Развитие индивидуума зависит от влияния на него наследуемых факторов, генотипа человека, и воздействия внешней среды, в том числе и социума (фенотипа). В течение жизни, роста и развития влияние генотипа снижается, и начинают превалировать приобретенные особенности субъекта.

Личностные кризисы – следствие изменений в отношении субъекта к действительности. Возрастная периодизация позволяет говорить о нескольких личностных кризисах возраста, свойственных практически для людей всех национальностей и популяций.

Суть основного понятия

Кризис возраста, как правило, выражается в формате негативных проявлений, объект негативизации зависит от возрастного периода человека. Благодаря исследованиям Л. С. Выготского возрастные кризисы как детей, так и взрослых не считаются патологиями и проявлениями болезненных состояний психики, хотя при определенных ситуациях и индивидуальных особенностях могут требовать врачебного внимания.

Кризисы возраста у детей соответствуют периодам формирования таких психических новообразований, которые требуют переоценки своей социальной роли. Нормально протекающий кризис детского возраста при адекватном отношении окружающих способствует становлению характера, оформленности личностных качеств, помогает ребенку учиться противостоять негативным воздействиям окружающих.

Выделяют несколько критических периодов развития детей и взрослых, которые сопровождаются проявлениями возрастных кризисов:

  • новорожденность: кризис возраста, провоцируемый резким изменением окружающей среды и необходимостью адаптации к новым условиям жизни. Этот кризисный период до сих пор является спорным: несмотря на очевидные проявления негативизма со стороны младенцев довольно сложно оценить психическую компоненту кризиса. Тем не менее некоторые ученые считают успешное преодоление данного периода базовым для становления личности человека, оценивая кризис новорожденности как самый тяжелый;
  • начало второго года жизни характеризуется становлением вербальной и знаковой системы и сопровождается кризисом несовпадения аффективных признаков и поведенческих сигналов и вербальной компоненты общения;
  • кризис трех лет базируется на отделении своего «Я» от родителей и/или значимых взрослых, проявляясь в стремлении к самостоятельности, негативизме и росте горизонтальных социальных связей ребенка со сверстниками;
  • кризис 7 лет возникает на фоне необходимости формирования собственной самооценки, зависящей от мнения сверстников и взрослых (чаще всего – педагогов);
  • подростковый кризис возраста полового созревания может проявляться в период с 11 до 15 лет. Переходный возраст способствует появлению новых возможностей и новых психологических зависимостей, преобладающих над уже сформированным мнением и стереотипами поведения. Осознание себя, своей личности, стремление к взрослому образу жизни и отношение старших вызывают противоречие и провоцируют бурные внутренние и внешние конфликты;
  • кризис начала «взрослой жизни», средний возраст – 17 лет, может проявляться от 15 до 18 лет. Данный этап связан с необходимостью профессионального определения, ожиданием возможных брачных, семейных связей у девушек, призыва в армию у юношей. При продолжении образования в высших или средних профессиональных учебных заведениях кризисный период может смещаться к окончанию учебы;
  • кризис среднего возраста, 33-38 лет. В этот период происходит оценка достижений предыдущей части жизни, поиски смысла, переоценка ценностей;
  • кризис предпенсионного и пенсионного возраста, как правило, совпадает с выходом на пенсию. В это время чувство собственной профессиональной невостребованности на фоне накопленного опыта и возможной активности вызывают значительный дискомфорт. По оценке специалистов, кризис возраста выхода на пенсию сопровождается такими же стрессами, как и период новорожденности, однако усугубляется возможностью осознавать и осмысленно переживать происходящее. Данный кризисный период нередко усугубляется проявлениями биологического старения, наличием хронических заболеваний, ранней смертью или серьезными болезнями супругов, потерей родителей, осознанием условно скорого завершения жизни.

Мужские кризисные периоды в целом совпадают со средними кризисами возраста на различных жизненных этапах. Их проявления в зрелом возрасте нередко бывают ярче, чем у женщин, что связано с большей ценностью профессиональной значимости для мужчин. Так, кризис среднего возраста может привести к разрыву отношений в семье, смене карьеры.

При кризисе пенсионного возраста мужчины склонны чаще переживать депрессивные состояния вследствие завершения карьеры. Женская способность к самовыражению в семье, в детях и внуках у мужчин выражена слабее и требует времени для появления или адаптации к ситуации.

Возраст человека

Для этого возраста нередки попытки начать новую семью, сформировать новую шкалу ценностей за свет строительства иного типа взаимоотношений.

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Детский возраст

Детский возраст – календарная продолжительность периода, длящегося от появления на свет до 12 лет, начала подросткового этапа. Возраст детей разделяется на несколько подпериодов, в научных и публицистических источниках могут указываться разные временные градации. В зависимости от норм возраста полового созревания, изменяющихся при проживании в различных типах климатических условий, а также базирующихся на генетических особенностях популяций, пубертатный, подростковый возраст детей может начинаться как ранее 12 лет, так и позднее.

Для России средние показатели начала полового созревания, означающие завершение детского возраста и начало подросткового, находятся в промежутке от 12 до 13 лет, хотя в последние десятилетия тенденция к акселерации, раннему физиологическому развитию, позволяет предполагать снижение общих возрастных границ периода в ближайшем будущем.

Предлагаем ознакомиться  Диетические десерты и сладости, рецепты с фото. Какие сладости можно есть при диете

В детском возрасте в период постнатального онтогенеза выделяют следующие этапы, ориентируясь на физиологические и психические показатели формирования организма и высших функций деятельности:

  • Новорожденность, время приспособления организма к условиям жизни вне тела матери.

Базисом для отделения данного этапа от остальных служит вскармливание молозивом, жидкости, вырабатываемой грудными железами перед началом продуцирования грудного молока;

  • Грудной, грудничковый возраст детей, период младенчества, грудничков.

Начинается при переходе организма матери к производству зрелого грудного молока при установлении лактации (в среднем в возрасте 10 дней) и продолжается до одного года. Это время наиболее интенсивного развития, физического роста, сопровождающегося неравномерностью и скачкообразностью. Самый интенсивный рост организма по сравнении со всей жизнью субъекта отмечается в первое полугодие. Каждый месяц сопровождается новоприобретениями в психомоторном развитии;

  • Раннее детство – от 1 до 3-4 лет;
  • Дошкольный возраст или первое детство – от 4 до 6-7 лет.

Как правило, окончание дошкольного периода совпадает с поступлением в среднее общеобразовательное учреждение или аналогичные организации. В данном периоде психологи и педагоги выделяют также три дополнительных возрастных этапа: младший, средний и старший дошкольный возраст с границами в 1 год, соответственно 3-4, 4-5, 5-7 лет;

Во время школьного периода развития дети проходят этапы младших школьников и подростков. Это так называемый возраст второго детства, причем его периодизация может зависеть от половой принадлежности: для девочек этот период протекает в возрасте от 8 до 11 лет, для мальчиков – от 8 до 12. Это связано с разной скоростью процессов начала полового созревания.

Детский возраст заканчивается пубертатным периодом, далее следуют пубертатный, подростковый возраст и юношеский период развития.

Ранний возраст, от 1 до 7 лет, называют также периодом нейтрального детства, когда половые различия не влияют на размеры и форму тела: тела девочек и мальчиков различаются по габаритам и массе весьма незначительно, темпы роста одинаковы.

Ранний возраст подразделяют на этапы раннего детства (1-3 года) и дошкольный возраст. Дети раннего возраста, в соответствии с различными концепциями развития, характеризуются активным физиологическим ростом, в том числе увеличением длины конечностей, углублением рельефа лицевых черт, завершением формирования молочных зубов, началом смены их на постоянные.

Дети раннего возраста проходят через стадию такой ведущей деятельности, как сюжетно-ролевая игра. На данном этапе игры в представителей различных специальностей, внедрение в игровые схемы ролей родителей, сказочных или вымышленных персонажей ориентированы на формирование у ребенка модели социальных отношений, осознании системы смыслов и мотивов различных людей через принятие роли.

Дети раннего возраста проходят через основной кризис данного периода в 3 года, являющийся следствием возросшей самостоятельности, отделения от родителей, формирования Я-концепции и новой системы социальных связей и взаимоотношений с окружающими.

Завершением периода раннего детства в социальном отношении считают начало учебной деятельности. С точки зрения психологов дети раннего возраста переходят на следующий этап взросления через кризис семи лет, проявляющимся в стремлении к социально значимой для ребенка позиции («я – ученик»), к большей степени самостоятельности.

Школьный возраст – продолжительность периода в жизни ребенка и подростка, которая определяется посредством законодательно определенного минимального объема образования, гарантированного каждому гражданину Конституцией Российской Федерации.

Понятие школьного возраста в России появилось в середине 19 столетия, во время возникновения потребности во введении обучения для всех детей. На основе опыта европейских стран на тот момент дети школьного возраста составляли группу населения от 7 до 14 лет. Сами рамки возраста обучения необходимы для статистического контроля за численностью детей, требующих обеспечения образовательных нужд.

Впоследствии педагог В. П. Вахтеров настоял на изменении возрастных рамок. Ввиду длительности образовательного процесса, на тот момент продолжительностью 3 года в церковно-приходских школах, дети должны были находиться на обучении и не покидать место жительства в течение этого отрезка времени. Оптимальным периодом школьного возраста, в зависимости от губернии, был установлен промежуток между 8 и 11 годами (для Московской губернии – от 9 до 12 лет).

Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека

На данный момент дети школьного возраста – это группа населения от 6-7 до 17-18 лет. Таким образом, термин «дети школьного возраста» базируется на возрастной периодизации, ориентирующейся на социальную деятельность ребенка, получение определенного на государственном уровне минимума образования в соответствии с законами страны.

Школьный возраст подразделяется на младший и старший, в соответствии с обучением в начальной и средней школе. Данное разделение обусловлено созреванием психических процессов, способностью к саморегуляции ребенка, развитием уровня мышления.

Ведущая деятельность детей школьного возраста на начальной стадии образования – учебная с частью игровой, далее игровая деятельность сменяется более ярко выраженной социальной функцией: общением со сверстниками, осознанием своего места в иерархии учеников, друзей, учебного заведения.

К старшим классам ведущая деятельность дополняется необходимостью самоопределения, профессионального, социального, поиска места в жизни, ориентиров для будущего, жизненных ориентиров и нравственных ценностей.

С физиологической точки зрения дети школьного возраста переживают основные изменения организма в период пубертата, который, в зависимости от типа возрастной периодизации, начинается для девочек в 10 (11) лет, для мальчиков в 12.

Изменение функций эндокринных желез провоцирует начало периода полового созревания. Данные изменения могут повлечь за собой заболевания и недомогания, характерные для пубертата: нарушение тонуса сосудов головного мозга (вегетососудистая дистония), проявляющееся в общем недомогании, головокружениях, головных болях, кардионеврозах и утомляемости.

Нередки заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с нарушением режима питания и диеты: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь. Специфика психического развития детей в этот период может также влиять на возникновения невротических состояний, нарушениях пищевого поведения, вызывающих ожирение или приводящих к истощению.

Костная система детей школьного возраста к завершению данного этапа приближается по размерам и характеристикам окостенения к взрослым параметрам. Это означает, что неверно сросшиеся в предыдущие периоды кости, сколиозные изменения позвоночного столба, деформации, связанные с ранним рахитом, намного сложнее поддаются исправлению. При этом возраст прекращения роста скелета для девочек в среднем составляет 16-18 лет, для мальчиков 17-21 год.

У мальчиков не только процесс роста скелетных костей длится дольше, но и перестройка эндокринной системы завершается в среднем к 20 годам. Длительность этого процесса, финальный этап которого приходится на возраст 18-20 лет, привел к формированию мнения, что служба в Вооруженных Силах способствует взрослению («Армия сделала из него мужчину»).

Феномен внешнего изменения: увеличения ширины плеч, грудной клетки, изменение рельефа лица, выраженное оволосения лицевой части головы, груди, конечностей, приходящееся на период 18-20 лет, происходит вне зависимости от службы в армии, однако контраст между мальчиком и мужчиной сильнее выражен при возвращении юноши домой.

За время обучения в школе частота сердечных сокращений снижается от 85-90 ударов в минуту у младших школьников и 80 уд./мин. у двенадцатилетних до 60-70 у выпускников старших классов.

Артериальное давление у подростков 15-16 лет должно соответствовать взрослой норме: 110 на 70 миллиметров ртутного столба.

В течение школьной деятельности происходит совершенствование интеллекта, переход от наглядно-образного интуитивного мышления дошкольника к абстрактному и логическому мышлению взрослого человека.

В зависимости от продолжительности обучения дети школьного возраста завершают среднее образование в подростковом или юношеском периоде.

Проблема периодизации

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Средний возраст

Средний возраст – понятие достаточно условное. В соответствии с классификацией возрастных периодов, его начало приходится на второй этап зрелого возраста, 35 лет. Однако “middle age”, средний возраст субъективно людьми воспринимается, как середина жизни, сопровождающаяся ухудшением самочувствия, проблемами со здоровьем, характерными для пожилых людей, снижением активности и соответствующими изменениями во внешности.

В различных группах и культурах средний возраст определяется в разных временных рамках, и отличаются градации внутри этого периода. Так, в трудах Пифагора на зрелый или средний возраст приходились «сезоны человеческой жизни» весна и лето, соответственно, от 20 до 40 и от 40 до 60 лет. В древнекитайских исследованиях зрелый возраст охватывал период от 20 до 60 лет, включая десятилетия времени для заключения брака и создания семьи (20-30), службы обществу (30-40), постижения своих ошибок и заблуждений (40-50) и завершения творческой деятельности (50-60 лет).

Предлагаем ознакомиться  Диета при язве желудка и двенадцатиперстной кишки в период обострения: список продуктов, меню

В зависимости от национального самосознания, уровня медицины в разных странах мнение населения о периоде начала среднего возраста может значительно колебаться. Так, исследования, проведенные специалистами в Великобритании, показали, что почти половина опрошенных респондентов, достигших 50 лет, не считают себя частью группы «средневозрастных граждан».

Для Великобритании данные исследования послужили поводом для начала работ по изменению границ среднего возраста до 53 лет (с установленных ранее 42).

Данный феномен является следствием явления, отмеченного этнографом и социологом Маргарет Мид: при переходе общества на более развитый уровень границы детства расширяются, у ребенка появляется более продолжительный период для игр. Таким же образом смещаются возрастные рамки юности, молодости. Продление сроков активного долголетия, сдвиг и распределение возрастных привычек и особенностей, вызванные научным и техническим прогрессом, улучшением питания населения, способны влиять на увеличение возраста активной деятельности.

Согласно определениям Всемирной Организации Здравоохранения, возраст зрелости наступает в 45 лет и длится до 60.

На физиологическом уровне средний возраст проявляется изменениями в эластичности кожных покровов, появлением депигментированных (седых) волос, увеличением количества жировых тканей и снижением объема мышц, изменениями фертильности. Интеллектуальный уровень стабилен, незначительно снижаясь во время кризиса среднего возраста и достигая второго на протяжении человеческой жизни оптимума по окончании кризисного периода. Очевидно, что данные показатели в значительной степени зависят от фенотипа и активного физического и интеллектуального образа жизни человека.

Таким образом, говоря о среднем возрасте в общем понимании, необходимо учитывать среднестатистическое мнение населения и состояние здоровья граждан. Для зарубежных стран период среднего возраста начинается в конце третьего десятилетия – начала четвертого и завершается в начале шестого десятка.

С точки зрения установленной в России возрастной периодизации первый период зрелого возраста, или среднего возраста, молодость, начинается в 21-22 года и завершается в 35 лет. Для России с учетом начала законодательно определенных сроков выхода на пенсию, базирующихся на физиологических особенностях мужского и женского организма, средний возраст второго этапа, начинающийся в 35 лет, заканчивается для женщин в 55, для мужчин – в 60 лет.

Общая продолжительность среднего возраста в соответствии с рамками, установленными Академией Наук в нашей стране, составляет от 21 до 55 лет для женщин и от 22 до 60 лет для мужчин.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:

    Основные принципы и подходы

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).

Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества.

До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализаФрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы).

В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Пожилой возраст

Пожилой (от русского «пожил», «жизнь») человек – проживший большую часть жизни, накопивший определенный опыт. Субъективно пожилым чаще всего считают человека с определенными изменениями во внешности, сопровождающимися характерным снижением активности, поведенческими особенностями.

Однако есть определенные возрастные границы, отмечающие начало пожилого возраста: в среднем это 60 лет (рекомендации ВОЗ и градации АН СССР). В России начало пожилого возраста для женщин коррелируется со средним возрастом выхода на пенсию и определяется как рубеж в 55 лет.

При этом всероссийские опросы отмечают как несоответствие общественного мнения с тем, какой возраст можно определять в качестве пожилого, так и значительные различия в начале периода пожилого возраста для женщин и мужчин.

Называть пожилым человека, достигшего 60-летнего возраста, готовы 37 % россиян, отмечать начало этого периода только с 70 лет – 40% респондентов. 11% опрошенных считают, что пожилой человек – тот, кто не «пожил» не меньше 80 лет. При этом 12% россиян в возрасте до 24 лет готовы назвать пожилой женщину, отметившую свое пятидесятилетие.

К критериям начала периода пожилого возраста у женщин нередко также относят появление внуков и неспособность к деторождению.

Старший возраст

В общее понятие «старший возраст» входят пожилой, старческий периоды и возраст долгожителей. Начинаясь с 55-60 лет, старший возраст ограничен лишь возможностями человека.

Понятие «долгожитель» начинается с возраста в 90 лет. Существует список полностью верифицированных долгожителей, как уже закончивших существование, так и живущих. Верификация, подтверждение статуса необходимо в связи с особенностями документооборота конца 19 – начала 20 столетия. Именно тогда ныне живущие долгожители получали первые документы и свидетельства о рождении.

Если нет полного подтверждения документов, долгожителей считают людьми со спорным возрастом, как, например, Мбаха Гото, жителя Индонезии, которому, в соответствии с его данными, 31 декабря 2016 года исполнилось 146 лет.

На данный момент подтверждено, что француженка Жанна Кальман, прожившая 122 с половиной года с 1875 по 1997 год, официально считается самым долго прожившим человеком на Земле.

Из ныне существующих верифицированных долгожителей лидером является итальянка Эмма Морано, родившаяся в 1899 году.

Понятие об ответственности государства перед пожилыми нетрудоспособными людьми зародилось в самом начале 17 века в Англии. Однако первые пенсионные выплаты на законодательной основе были введены почти три века спустя, в 1880 году в Германии канцлером Отто фон Бисмарком.

С этого момента в государствах Европы, а позднее и практически во всех странах мира стали создаваться пенсионные программы для пожилых людей.

Изначально пенсионные выплаты были гарантированы только нетрудоспособным гражданам, в дальнейшем пенсия стала гарантированной субсидией от государства для граждан, достигших определенного возрастного рубежа, отличающегося в зависимости от типа профессиональной деятельности и заслуг.

Для России средний пенсионный возраст зависит от половой принадлежности: для женщин этот возрастной порог определен в 55 лет, для мужчин пенсионный возраст – 60 лет.

Социально-психологические аспекты выхода на пенсию – часть заботы государства. В связи с улучшением условий жизни и медицинского обслуживания часть населения, желающая продолжать активно трудиться по достижении пенсионного возраста, не всегда имеет такую возможность. Подобное явление как часть «эйджизма» (англ.

аge – возраст), негативного отношения к людям пожилого возраста в социальной или профессиональной сфере препятствует эффективному использованию ресурсов населения и является причиной ухудшения психического и физического здоровья той части вынужденных пенсионеров, которые теряют возможность трудиться.

Так, в некоторых государствах законодательно определен возрастной ценз, в связи с которым люди, достигшие определенного пенсионного возраста, не могут занимать некоторые (в основном руководящие) должности.

Демографическая политика развитых государств направлена на возможности адаптации общества и контролем за старением населения. Различные программы государственных, муниципальных учреждений и частные инициативы способствуют изменению отношения общества, а также призваны помогать людям пожилого возраста осваивать новые навыки, находить альтернативные варианты деятельности и задействовать вынужденных пенсионеров в новых профессиональных сферах. Медицинские аспекты государственной политики ориентированы на стимулирование людей среднего возраста к продолжительности активного периода жизни.

Примечания

  1. Нормативный подход к исследованию детского развития.Архивная копия от 26 декабря 2012 на Wayback Machine
  2. И.Ю. Махова.3.5. Отечественные теории периодизации психического развития // Психология развития: теоретические основы : учеб. пособие. — Хабаровск: ДВГУПС, 2006.Архивная копия от 6 января 2015 на Wayback Machine
  3. Л. Ф. Обухова.Глава VI. Л.С. Выготский и его школа. 2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским // Детская психология. Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.
  4. И.М. Макарова.5.2. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития // Психология: конспект лекций.
  5. Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина
  6. Психология ранней юностиАрхивная копия от 4 августа 2011 на Wayback Machine. И. С. Кон
  7. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни (предисловие) // Эрик Г. Эриксон Детство и общество. — 1996. — С. 6-22.
  8. 12Периодизация психического развития — статья из словаря «Психология развития» Под. ред. А. Л. Венгера
  9. Intergenerational Programs: Imperatives, Strategies, Impacts, Trends. // PsycCRITIQUES. — 1991. — Т. 36, вып. 9. — ISSN1554-0138. — DOI:10.1037/030217.
  10. Крылов А.А.Глава 15. Возрастные периоды развития человека // Психология.
  11. Возраст // Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—1996 гг.

Возраст детей: активное развитие

    Периодизация психического развития личности

  1. Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  2. Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  3. Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).

В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Детство – период активного роста и развития, в течение первых нескольких лет жизни ребенок достигает размеров и сформированности организма, почти совпадающего по функциональности со взрослым. Бурное психическое развитие в это время становится основой личностных характерологических черт, базовых особенностей мышления, направленности интеллекта.

Предлагаем ознакомиться  Продукты понижающие холестерин в организме человека

Пока ребенок еще мал, родители нередко интересуются только физическими или физиологическими показателями нормы возраста, однако дети развиваются лучше всего при обеспечении им заданий, занятий и игр, соответствующих зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), стимулированию тех процессов, умений и навыков, к овладению которыми ребенок уже готов.

Выделяют три направления развития детей раннего возраста:

  • физическое, навыки крупной и мелкой моторики;
  • познавательное или сенсорное;
  • речевое.

Физическое развитие по возрасту – это не только и не столько соответствие параметров веса, роста, норм по возрасту, сколько умение малыша управлять своим телом: ползать, ходить, подпрыгивать, перешагивать через ступеньки и надевать бусинки на ниточку. Все эти навыки важны не только для пространственного перемещения и умения самостоятельно донести ложку до рта или переодеться, моторные навыки напрямую связаны с развитием речи и мышления.

Так, процесс обучения чтению специалисты рекомендуют начинать только тогда, когда ребенок уверенно ориентируется в понятиях право-лево, верх-низ и способен отбивать ритм мелодии или стиха. А без освоения моторных навыков ни то, ни другое человеку практически не доступно.

Сенсорное развитие способствует формированию мыслительной деятельности, провоцирует переход от интуитивного наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Возможность взять в руки, оценить на ощупь размер и свойства поверхности предмета, увидеть цвет, форму и сравнить с другим объектом развивает способность к логическим операциям и готовить ребенка к новым достижениям.

Эти этапы – предшественники формирования активной речи ребенка. Помимо активной речи необходимо обращать внимание и на пассивную ее сторону: детям необходимо слышать разговоры, причем желательно, чтобы обращенная к ребенку речь имела те особенности, которым молодые мамы следуют на интуитивном уровне.

В течение периода новорожденности происходит приспособление структурно и функционально органов и систем плода к новым условиям существования: дыханию атмосферным воздухом, питанию, меняющейся температуре окружающей среды. В этом периоде выявляются последствия родовых процессов (родовые травмы), врожденные пороки развития.

Слабая сопротивляемость кожи и внутренних органов гнойной инфекции требует строгого соблюдения правил гигиены, тем более что новорожденный пока мало приспособлен к адаптации в окружающей среде в связи с незрелостью его нервной системы. В месте с тем у новорожденного отмечается высокая способность к регенерации – заживлению ран, переломов и т.д.

2. Следующий период – грудной – продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

В грудном возрасте отмечается максимальная интенсивность ростового процесса. По мере появления новых положений и первых движений (ползание, сидение, стояние, первые шаги), начинают формироваться изгибы позвоночника. Ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.

В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, позже начинают познавательное развитие (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. Появляется “детская” речь. К окончанию грудного периода жизни ребенка его организм достигает такой функциональной зрелости, при которой он может перейти на «общую диету».

3. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. Продолжается рост организма, хотя и несколько замедленно. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Созревают желудочно-кишечный тракт, дыхательная система.

Интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребенка, формируется система условнорефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Ребенок узнает картинки, фантазирует, одушевляет предметы, выбирает объекты привязанности и выделяет “Я”. Появляетя взрослая речь.

Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека

4. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня.

Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Только в самом конце периода отмечаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).

Уровень интеллектуального и физического развития в этот период позволяет начать обучение большинства детей в школе с 6 лет.

5. Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. Этот период называется также препубертатным (от лат. «pubertas» – возмужалость). В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Заметно усиливается развитие мышечной системы, продолжает возрастать масса органов и всего тела. Большинство органов достигает развития, позволяющего компенсировать увеличивающиеся физические и психические нагрузки.

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна.

У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Внутренние половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост внутренних и наружных половых органов. Начинает активизироваться и функция половых желез.

В этом периоде заканчивается прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – “зубов мудрости”).

К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствием этого является переход от наглядно-образного к логически- оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти.

6. Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В этот период отмечается усиленный рост тела в длину и половое созревание.

Д.Б. Эльконин и его мнение

Увеличение скорости роста – пубертатный скачок касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.

В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы продолжают формироваться вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

Интенсивное половое созревание мальчиков проявляется в изменении (мутации) голоса к 13 годам и появлении волос на лобке, в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14 – 15 лет у мальчиков отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Развивающиеся вторичные половые признаки, связанные с гормональной перестройкой организма и его основных физиологических систем, к концу периода по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослых.

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.